Секреты создания портфолио для поступления на творческие специальности
Для успешного поступления в британские вузы на программы, связанные с творчеством – искусство, дизайн, фэшн индустрия, — от абитуриентов требуется предоставить портфолио с работами для оценки их способностей и креативных навыков.
Портфолио – это ваш входной билет для получения образования в области искусства в престижных университетах, которые подарили арт-миру десятки гениальных выпускников. И подойти к этой сверхответственной задаче надо предельно профессионально и творчески.
Зачем нужно портфолио?
Портфолио является основным инструментом, с помощью которого члены приёмной комиссии оценивают талант и способности абитуриента к карьере в мире искусства. Успешное портфолио раскрывает вас как творческую личность и свидетельствует о наличии потенциала к креативной деятельности.
В тех случаях, когда портфолио рассматривается заочно, без проведения собеседования с абитуриентом, оно является решающим фактором, на основе которого члены приёмной комиссии принимают решение, достойны ли вы занять место в их университете.
Важная функция портфолио заключена в том, что оно представляет не просто «статичный» перечень работ – изучая портфолио, опытный преподаватель способен увидеть процесс вашего развития, динамику творения от первоначальной идеи до её законченного воплощения.
Как создать успешное портфолио?
При составлении портфолио важно определиться с объёмом предоставляемого материала – малое число работ не позволит раскрыть ваш потенциал и способности, а слишком большое их количество не даст возможности сфокусироваться на ключевых элементах творчества. Портфолио, содержащее порядка 5 проектов и блокнот с зарисовками (по нему хорошо виден процесс работы над идеей), можно порекомендовать в качестве ориентировочного варианта, хотя здесь нет никаких ограничений и приветствуется индивидуальный подход. Старайтесь включать в портфолио разнообразные работы, избегая однотипных материалов, выполненных в одном стиле и технике исполнения.
Не следует копировать чьё-либо портфолио или пытаться угадать, что члены приёмной комиссии хотят увидеть в представленных материалах. Многие иностранные абитуриенты считают, что они должны непременно демонстрировать работы, стиль которых соответствует европейской культурной школе. На самом деле самобытность в творчестве и умение выразить в художественной форме традиций той среды, где вы выросли, является огромным плюсом для оценки ваших способностей к занятию искусством.
Ключевым моментом создания портфолио является то, что оно должно обладать динамикой, представляя разворачивающуюся историю вашего развития на протяжении определённого периода и показывая творческий процесс работы над каждым проектом. И в конце этого рассказа не надо ставить точку – секрет креативного подхода к составлению портфолио заключается в том, чтобы создать ощущение, что вы готовы двигаться дальше и достигать большего. Именно по этому фактору, а не по статичному перечислению материала, опытный преподаватель оценит ваш потенциал.
5 практических советов по составлению портфолио
- Не делайте типичной ошибки – не располагайте работы в хронологическом порядке. Начните с сильных работ и ими же закончите портфолио. В середине представьте экспериментальные или незавершённые материалы – они дополняют картину вашего творческого процесса.
- Приложите блокнот с набросками работ, выполненных при работе над проектами, или записи с мыслями и идеями. Это очень важный элемент портфолио, по которому преподаватели университета оценивают ваши творческие возможности.
- Тщательно продумайте структуру портфолио – она должна быть логичной и легко воспринимаемой. Помните, что портфолио – это история о вас, и она должна читаться легко.
- Дайте каждой работе название и укажите дату, когда она была создана.
- Покажите готовое портфолио знакомым, особенно тем, кого считаете творческими личностями, и попросите дать оценку и советы.
Следует иметь в виду, что студенты должны предоставлять портфолио для зачисления на программы любого уровня: подготовительные курсы для иностранных абитуриентов (International Foundation), бакалавриат, программы постдипломного образования. Требования к степени профессионализма работ, отобранных для портфолио, различны для каждого уровня.
Советы преподавателей и студентов University of Kent
Кентский университет славится программами по архитектуре и искусству. Преподаватели и студенты создали короткое видео с советами, как создать идеальное портфолию а также пройти собеседование:
>> Узнать больше о Кентском университете
Помощь в составлении портфолио
Университеты, имеющие образовательные программы в области искусства, для поступления на которые требуется предоставить портфолио, как правило, имеют специальные курсы, где учащимся помогают осваивать секреты составления портфолио на уровне, требуемом для зачисления в вуз.
Это могут быть как курсы full time portfolio сроком от семестра до 1 года, так и короткие тренинги от 2–3 дней до нескольких недель.
Примечание: составлено по материалам University of the Arts London
www.educationindex.ru
25 примеров интересных и креативных дизайнерских портфолио » сайт о Дизайне и SEO
Главная » Дизайн14 августа 2013 3 комментария
Лучшие дизайнерские сайты обычно имеют портфолио своих работ, представляющие миру мастерство и профессионализм их владельцев. Выставляя напоказ свои разработки в виде снимков, эскизов и ссылок на наиболее интересные и креативные сайты, дизайнерские портфолио привлекают внимание обычных посетителей и потенциальных заказчиков. Современные веб-дизайнеры порой удивляют разнообразием, стилем и уникальностью своего портфолио. Среди них можно встретить настоящие шедевры, способные послужить источником вдохновения на собственное творчество.
Всем известно, что в портфолио необходимо добавлять только свои лучшие разработки. И не каждый посетитель сайта-портфолио готов просматривать весь список работ от начала до конца. Поэтому так важно представить их в наиболее выгодном свете – создать все условия для того, чтобы потенциальные клиенты смогли лучше запомнить ваш сайт и понравившиеся проекты.
Этот пост содержит 25 примеров интересных и креативных портфолио дизайнеров, которые, несомненно, вдохновляют на творческие новшества в оформлении дизайнерского сайта.
Sergio Pedercini
JANKO AT WARP SPEED
Juanreyes
Sasa Foric
Julien Pons
My Poor Brain
Ride for the Brand studio
Ema studios
Fabrizio Del Gaudio
Jure Stern
Vismaad
Jet Peppers
Alaa Badran
Day Dream Designs
Alessandra Balzani
Radici Design
Marco Milanese
Dbdoes Design
wedge & lever
The Brave
WIT CODE
Daniel Spatzek
Spencer Lavery
Christian Macmillan
Mihis Design
5emegauche
Full English Portfolio
Cobble Hill
Clement Mas portfolio
seo-design.net
Творческие работы студентов (Портфолио)
Факультет медиакоммуникаций и аудиовизуальных искусств – Кафедры – Кафедра дизайна – Творческие работы студентов (Портфолио)Каталог творческих работ
Каталог творческих работ
Бакалавриат
4 курс
Графический дизайн
Михайлова Анна
Дудина Оксана
Павлюк Дарья
Шевченко Ольга
Масалова Кристина
Попова Юлия
Шовузарбов Бахтиёр
Анашкина Софья
Палухина Ирина
Осина Вероника
Артёменко Екатерина
Дизайн костюма
Волгужева Яна
Колотушкина Анна
3 курс
Графический дизайнСуворова Арина
Полосина Анна
Медякова Ольга
Асид Аля
Ефимова Екатерина
Гниломёдова Надежда
Кононюк Юлия
Хромова Юлия
Мартынова Арина
Матушкина Юлия
Валеева Полина
3 курс
Дизайн среды
Князева Ольга
Осман Майсун
Сербина Елизавета
Милькина Мария
Кулагина Анастасия
Корчагина Олеся
Петухова Мария
Дмитрах Екатерина
Алиева Лейла
Аришина Ольга
Крылова Мария
Маркарян Нина
2 курс
Дизайн костюма
Родионова Анастасия Баранюк Юнна Нечаева Алёна Суховодова София
Акимова Алина
Графический дизайн
Кучерявая Валерия Башорина Алёна Варфоломеева Анастасия Колюка Лилия
Сафарова Аиса Легостаева Любовь Неймышева Анна Юрченко Вера
Хардарзода Партав Толочиева Анна Новоселова Елена
Министерство культуры РФ
Рособрнадзор
Министерство образования и науки РФ
mais.mgik.org
Авторский педагогический проект — воплощение творческого замысла -«Портфолио творческого объединения»
Муниципальное казённое образовательное учреждение дополнительного образования детей Чулымского района
Дом детского творчества
«Портфолио творческого объединения»
Авторская разработка
Автор-составитель: Ример Галина Владимировна
воспитатель педагог дополнительного образования
высшей квалификационной категории
Чулым
Содержание
Содержание ……………………………………………….. 2
Введение …………………………………………………… 3
Понятие портфолио, актуальность, новизна …………… 4
Методические рекомендации по составлению портфолио
творческого объединения ………………………………… 5
Структура портфолио творческого объединения ……… 9
Критерии оценки результативности портфолио ……….. 10
Выводы …………………………………………………….. 11
Список литературы ……………………………………….. 12
Приложения №1: Презентация методической разработки
«Портфолио творческого объединения».
Приложение №2: Презентация портфолио творческого объединения
«Школа раннего развития «Светлячок»».
Ваше будущее создается тем,
что вы делаете сегодня, а не тем,
что будете делать завтра.
Роберт Кийосаки
В Концепции модернизации дополнительного образования детей Российской Федерации подчёркивается необходимость существенных изменений в системе дополнительного образования детей, направленных на сохранение и укрепление кадрового состава, повышение его профессионального уровня с учетом современных требований.
Одним из значимых качеств педагога дополнительного образования является постоянное совершенствование и развитие профессионального мастерства. В связи с этим, особое значение приобретает внешнее оценивание и самооценка педагога.
К современным технологиям оценки профессионализма педагога относится портфолио. В совершенствовании профессиональной деятельности педагога очень актуальным становится составление не только своего личного портфолио, но и портфолио своего творческого объединения (класса или группы). В соответствии с ФГОС НОО портфолио является современным педагогическим инструментом сопровождения развития и оценки достижений учащихся, ориентированным на обновление и совершенствование качества образования и воспитания. Мне всегда хотелось составить портфолио своего творческого объединения, реально увидеть не только свой профессиональный рост, но и успехи своих воспитанников, определить динамику и перспективу развития творческого объединения. Хочу представить опыт своей работы по созданию портфолио моего творческого объединения, так как инновационная технология «портфолио» выступает в качестве возможного и достаточно эффективного инструмента личностного развития, творческой индивидуальности и активности.
Данная разработка может быть полезна не только педагогам дополнительного образования, но и педагогам, и воспитателям разных образовательных учреждений.
Актуальность данной темы состоит в том, что на современном этапе на первый план выходит не исполнительность, а инициативность.Новизна заключается в перспективной форме представления коллективной направленности достижений конкретного творческого объединения, подборке и демонстрации достижений детского коллектива и использование портфолио как способа анализа, обобщения, презентации своей педагогической работы.
В настоящее время технология портфолио широко применяется в сфере образования. Понятие портфолио пришло к нам из Западной Европы ХV-ХVI веков. В эпоху Возрождения архитекторы представляли заказчикам наброски своих строительных проектов в особой папке, которуюназывали «портфолио». Представленные документы позволяли заказчикам составить впечатление о профессиональных качествах претендентов. Идея использования портфолио в сфере образования возникла в США в середине 80-х годов. С 90-х годов данный термин широко используется в России, в частности в образовании. Идея портфолио заключается в том, что предполагается смещение акцента с оценки на самооценку, с того, чего педагог или учащийся не знает и не умеет, на то, что он знает и умеет достаточно хорошо.
Что же такое портфолио? Существуют различные подходы к определению понятия «портфолио» (Т.Г.Новикова, А.С.Прутченков, И.Г.Юдина, И.Ю.Гайтукаева, Г.К.Селезко и др.). Несмотря на различные в обосновании понятия, все исследователи сходятся во мнении, что портфолио в первую очередь – это способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений за определенный период. Основной смысл портфолио, по мнению Т.Г.Новиковой — «показать все, на что ты способен».
Портфолио – инструмент для механизма запуска мотивации достижения успеха, не только учащегося, но и всего коллектива творческого объединения. Это «портфель достижений» представляет целый диапазон способностей, склонностей, интересов учащихся, позволяет учитывать и оценивать результаты в разнообразных видах деятельности: творческой, учебной, коммуникативной, социальной, дает возможность увидеть динамику развития творческого коллектива.
Методические рекомендации по составлению портфолио творческого объединения в учреждении дополнительного образования.
Цель портфолио: собрать, систематизировать и зафиксировать результаты развития творческого объединения, создать атмосферу открытости, общности всех участников образовательно-воспитательного процесса.
Задачи:
— создать для учащихся творческого объединения ситуацию переживания успеха;
— формировать установку на творческую деятельность, самореализацию, развивать мотивацию дальнейшего творческого роста;
— стимулировать активность и самостоятельность;
— поддерживать интерес педагогов, учащихся и родителей к формированию портфолио творческого объединения;
— укреплять взаимодействие с семьями учащихся; повышать заинтересованность родителей в результатах развития творческого объединения и совместной деятельности с учреждением дополнительного образования.
Какое портфолио выбрать – каждый педагог решает сам. Следует особо отметить, что в настоящее время не существует стандартов и каких-либо требований по организации и оформлению портфолио творческого объединения. Все зависит от целей и собственных возможностей педагога. Портфолио должен отражать субъективную позицию педагога как профессионала, которая выражается в умении решать профессиональные задачи, используя профессиональные знания и умения, различные освоенные способы деятельности. Каждый вправе сам выбирать модель, вид или тип портфолио для своего творческого объединения.
Главное, решить для себя такие вопросы:
Для чего я хочу создать портфолио творческого объединения?
Что я включу в портфолио?
Как будет организован портфолио (файловая папка с печатными материалами или электронный вариант)?
У меня в первую очередь возник вопрос: «С чего начать?»
Мне хотелось найти такие подходы и идеи, которые способствовали бы индивидуальному росту каждого отдельного воспитанника и творческому коллективу в целом моего творческого объединения.Считаю, что создание портфолио — долгосрочная программа.
Функции портфолио:
диагностическая — фиксирует изменения за определённый период времени;
содержательная — раскрывает полный спектр выполненных работ;
развивающая — обеспечивает непрерывный процесс обучения и воспитания;
мотивационная — поощряет результаты деятельности;
рейтинговая – позволяет определить коллективные и индивидуальные достижения.
Существует несколько моделей портфолио: индивидуальное, достижений, отчет, совместной деятельности.
При разработке структуры портфолио целесообразно ориентироваться на его основные типы.
Типы портфолио:
Портфолио документации – папка достижений.
Представлен работами и идентифицированными результатами, собранными на протяжении всего периода. Портфолио документации может включать все материалы, начиная от зарождения идеи до её воплощения и конечного результата. Направлен на повышение значимости и отражающая успехи.
Портфолио процесса – рефлексивное.
Показывает развитие и рост, показывает через документацию полный процесс обучения и развития. Раскрывает динамику, помогает отследить результативность деятельности, как в количественном, так и в качественном плане.
Портфолио показательный.
Включаются только законченные работы. Этот тип совместим с аудиовизуальным, включающим фотографии, видеозаписи, электронные отчеты. Показательный портфолио должен включать письменный анализ.
Оценочный портфолио. Непрерывный и продолжительный, многомерный, отражающий широкий спектр возможностей изучения процесс обучения и воспитания.
Существуют разные виды портфолио: аттестационный, педагогический, личностный, тематический, комплексный, коллективный, ученический. Необходимо учитывать принципы разработки портфолио:
— компетентностный подход
— комплексность
— достоверность
— преемственность
— оптимальность.
Порядок формирования портфолио.
Портфолио является одной из составляющих рейтинга развития предметно-развивающей и воспитательно-образовательной среды творческого объединения.
Период составления портфолио – в течение всего учебного года.
Ответственность за организацию формирования портфолио и систематическое знакомство родителей с его содержанием возлагается на педагога дополнительного образования.
Учет документов, входящих в портфолио творческого объединения, производится педагогом дополнительного образования.
К оформлению портфолио можно привлекать родителей учащихся.
При оформлении портфолио творческого объединения необходимо соблюдать следующие требования:
— систематичность и регулярность ведения портфолио: оптимальная периодичность – один раз в месяц;
— достоверность сведений, представленных в портфолио;
— аккуратность и эстетичность оформления;
— разборчивость при ведении записей;
— целостность и эстетическая завершенность представленных материалов;
— наглядность.
По оформлению портфолио бывает: традиционное, в виде папки (печатное) или электронными. По времени создания: краткосрочными, среднесрочными, долгосрочными.
Какоепортфолио выбрать – каждый педагог решает сам. Следует особо отметить, что в настоящее время не существует стандартов и каких-либо требований по организации и оформлению портфолио творческого объединения.Все зависит от целей и собственных возможностей педагога. Портфолио должен отражать субъективную позицию педагога как профессионала, которая выражается в умении решать профессиональные задачи, используя профессиональныезнания и умения, различные освоенные способы деятельности. Каждый вправе сам выбирать модель, вид или тип портфолио для своего творческого объединения. (ПОВТОР)
Структура составления портфолио творческого объединения.
Считаю, что работа над портфолио – серьезная помощь в работе педагога, которая позволяет в полной мере оценить не только свою педагогическую деятельность, но и достижения, успехи воспитанников. Структура моего портфолио творческого объединения была создана в зависимости от моих индивидуальных особенностей. Основу портфолио составляет несколько разделов. Каждый раздел портфолио наполняла соответствующей названию информацией и материалами, отражающими основными достижениями нашей с детьми деятельности.
I раздел: «Добро пожаловать! ».
Содержит общую информацию об учреждении дополнительного образования, о творческом объединении.
II раздел: «Портрет творческого объединения».
Паспорт творческого объединения, паспорт образовательной программы, кадровое обеспечение образовательного процесса. Слово воспитанникам.
III раздел: «Наши достижения».
Результаты участия воспитанников в конкурсах, соревнованиях различного уровня (дипломы, грамоты, сертификаты, благодарственные письма и др.).
Каталог выступлений, тем исследований и др.
IV раздел: «Совместное творчество с родителями».
Акции, проекты, выставки, мероприятия различного уровня, праздники, соревнования и др.
V раздел: «Портрет педагога дополнительного образования творческого объединения».
Это персональный раздел, раскрывающий личность педагога (фотография, результаты педагогической деятельности, дипломы, грамоты, благодарственные письма, сертификаты за участие в мероприятиях и конкурсах различного уровня, увлечения и интересы и др.).
VI раздел: «Публикации в СМИ».
VII раздел: Фотоматериалы «Счастливый миг детства».
Фотографии воспитанников, родителей, педагогов с различных мероприятий.
VIII раздел: Отзывы и пожелания.
Можно написать отзыв или пожелание в произвольной форме. Возможно рекомендации, как педагогам, так и родителям.
Критерии оценки результативности портфолио творческого объединения.
Для оценки результативности портфолио следует выделить следующие критерии:
— результативность работы
— объективность
— содержательность
— комплементарность
— продуктивность
— оригинальность и эстетическое оформление материала.
Планируемые результаты применения портфолио.
Использование портфолио творческого объединения позволит осуществить постоянный мониторинг развития и воспитания учащихся, определить перспективу дальнейшего развития творческого объединения.
Применение портфолио обеспечит: формирование здоровой конкурентной среды; разработку индивидуальной траектории развития творческого объединения.
Очень важно сделать родителей своими союзниками в непростом деле создании портфолио. Поэтому первоначально стоит привлекать активных, неравнодушных родителей. Необходима система консультативной помощи: консультации, семинары по оформлению и заполнению страничек портфолио.Важно научиться наблюдать, замечать все новое и интересное и непременно фиксировать, записывать. С помощью портфолио родители видят не только успехи, интересы своего ребенка, но и коллектива в целом. Как показала практика (из личного опыта) портфолио творческого объединения дает дополнительную информацию о семье: уклада ее жизни, интересов, традиций. Наблюдая за детьми и их родителями в процессе создания портфолио, могу отметить, что подобное мероприятие способствует налаживанию более теплых взаимоотношений в семье.
Одним из главных результатов работы над портфолио является то, что родители учатся наблюдать и замечать происходящие изменения, систематизировать их.
Таким образом, можно сделать выводы:
Инновационная технология «портфолио» помогает активизировать творческую активность учащихся, делает их более уверенными в себе, и как следствие, более успешными.
Портфолио является мощным стимулирующим средством, которое позволяет в значительной степени активизировать деятельность учащихся, развивать в них инициативность. Ценность портфолио состоит в том, что данная технология является средством активизации личностного развития. Портфолио творческого объединения позволяет максимально раскрыть не только индивидуальные возможности каждого учащегося, но и коллектива в целом, способствует повышению самооценки, содействует развитию мотивации дальнейшего личностного роста.
Список литературы:
Белова С. М., Ильина И. В «Портфолио как новая форма оценки личностных достижений школьников. Завуч. Управление современной школой». 2006,№ 8.
Волкова О.В. Самообразование педагога «Справочник заместителя директора школы», № 2/февраль 2011 г.
Загвоздкин В.К. Портфель индивидуальных учебных достижений – нечто большее, чем просто альтернативный способ оценки. Школьные технологии. 2004, № 3, 32 – 36 с.
Иванов А.В. Портфолио в начальной школе: пособие для учителей. М., Просвещение, 2012 г.
Кочкина Н.А., Чернышова А.Н. Портфолио в ДОУ. М., Издательство «Скрипторий 2003», 2008, 72с.
Кочкина Н.А. Портфолио в ДОУ: сборник. М., 2012.
Липкина А.И. Самооценка школьника. М., 1976
Маркова Е.А. Портфолио как он есть. Библиотека в школе «Первое сентября», 2006, №6, 12-14 с.
Новикова Т.Г. Нужен ли портфолио российскому школьнику? Методист. 2004, № 5, 56 – 59с.
Новикова Т.Г., Прутченков А.С., Федотова Е.Е. Зарубежный опыт использования портфолио. Народное образование. 2005, № 9
Новикова Т.Г., Прутченков А.С., Пинская М.А. Портфолио в российской школе. Народное образование. 2005, № 1.
Новикова Т.Г. и др. Портфолио как форма оценивания индивидуальных достижений учащихся. Профильная школа. 2004,№2, 48-56с.
Портфолио ученика или Портфолио личных достижений: сборник автор-составитель Т. И. Тюляева. М., Верната-Граф, 2011.
Хайдукова М. В., Крылова Е. М. Положение о портфолио учащегося образовательного учреждения.Справочник руководителя образовательного учреждения. 2007, № 2.
Юдина И.Г. Портфолио. Волгоград. Учитель. 2007.
Яковлева Н.И. Система повышения квалификации и профессиональной переподготовки педагогов. Справочник заместителя директора школы, № 6/июнь 2008 г.
Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. М., 2010. №12.
infourok.ru
Творческое портфолио как средство оценивания индивидуальных прогрессов обучающихся
Одним из средств, способствующих формированию и оцениванию творческих способностей обучающихся, является портфолио. Согласно наиболее распространенной точке зрения, портфолио является совокупностью свидетельств, создаваемой с целью демонстрации результатов учебной и внеучебной деятельности обучающегося. Однако актуальность внедрения портфолио в отечественном образовании связывается специалистами с обоснованием иного «его понимания, которое позволит осуществить необходимую сегодня трансформацию учебного процесса» [2]. Применение портфолио затрудняется тем, что теоретико-методологические основания его конструирования и представления разработаны недостаточно и не в полной мере соответствуют происходящим в профессиональном образовании изменениям.
В практике профессионального образования преимущественно применяются разновидности портфолио накопительного вида. Используемые для этой цели разнообразные вариации «портфеля достижений» дают возможность получать информацию об отдельных «видимых» результатах профессиональной подготовки через фиксацию внешних проявлений активности обучающихся. Учебно—профессиональные достижения как личностный образовательный результат, репрезентирующий потенциал обучающегося на различных этапах его учебно—профессиональной деятельности, имеет латентный интегративный характер.
Творческое портфолио представляет собой подборку, коллекцию работ, целью которой является демонстрация образовательных достижений обучающегося. Являясь, по сути, альтернативным способом оценивания по отношению к традиционным формам (тест, зачёт, экзамен), портфолио позволяет решить две основные задачи:
— проследить индивидуальный прогресс обучающегося, достигнутый им в процессе освоения дисциплины, вне прямого сравнения с достижениями других обучающихся;
— оценить его образовательные достижения и дополнить (заменить) результаты тестирования и других традиционных форм контроля (в этом случае итоговый документ портфолио может рассматриваться как свидетельства о результатах тестирования, зачёта, экзамена (или выступать наряду с ними).
В соответствии с разными задачами использования портфолио строится система его оценивания. Одной тенденцией является неформальное оценивание (экспертное), включающее коллективную оценку педагогов, родителей и обучающихся. Другая тенденция — формализация и стандартизация критериев оценивания, согласованных с требованиями Федеральных государственных образовательных стандартов СПО нового поколения.
Так, ФГОС СПО по специальности 100124.52 «Стилистика и искусство визажа» в качестве образовательных результатов обучающихся по общепрофессиональной дисциплине «Цветоведение» определяет владение обучающимися знаниями и умениями, необходимыми для формирования профессиональных компетенций: «выполнять коррекцию и окрашивание бровей, выполнять окрашивание ресниц, выполнять салонный и специфический макияж и грим для кино, театра и подиума, оказывать консультационные услуги по выполнению макияжа в домашних условиях, выполнять рисунки в технике фейс-арт и боди-арт, разрабатывать концепцию образа индивидуального стиля заказчика и коллекции образов». Помимо профессиональных компетенций, при проектировании форм и методов контроля образовательных достижений обучающихся преподавателю необходимо предусмотреть оценивание общих компетенций обучающихся: «понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес», «организовывать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество». Одним из наиболее эффективных рабочих инструментов, оценивающих вышеназванные персональные образовательные достижения обучающихся, по нашему мнению, является творческое портфолио. Целесообразность создания творческого портфолио по дисциплине «Цветоведение» обусловлена тем, что портфолио:
— позволяет наиболее полно отразить результаты деятельности по дисциплине, а также качество выполнения практически работ;
— отражая результаты индивидуальной образовательной активности обучающегося, наиболее адекватен для отслеживания и оценивания результатов обучения по индивидуальному учебному плану, при реализации его как внутри колледжа, так и в образовательной сети, особенно в учреждениях системы профессионального образования;
— может служить дополнением к результатам квалификационного экзамена, поскольку наиболее полно покрывает тот дефицит информации об обучающемся, который неизбежен при любой экзаменационной процедуре;
— в качестве накопительной оценки отражает устойчивые и долговременные образовательные результаты, компенсируя эффект случайного успеха или неуспеха в ситуации экзамена, тестирования, кроме того, он может служить альтернативой «натаскивания», спровоцированного этой ситуацией, дающего краткосрочный и поверхностный результат;
— наряду с результатами олимпиад, представляет результаты творческой деятельности, свидетельствует не только о способностях обучающегося, но и умении их реализовать, о его самоорганизации и коммуникативных навыках.
Портфолио не только является современной эффективной формой оценивания, но и помогает решать иные, не менее важные педагогические задачи:
— поддерживать и стимулировать учебную мотивацию обучающихся;
— поощрять их активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и самообучения;
— развивать навыки рефлексивной и оценочной (самооценочной) деятельности обучающихся;
— формировать умение учиться — ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность;
— содействовать индивидуализации (персонализации) образования обучающихся;
— закладывать дополнительные предпосылки и возможности для успешной социализации.
Кроме того, описанные особенности портфолио делают его перспективной формой представления индивидуальной направленности учебных достижений конкретного обучающегося, отвечающей задачам профессионального обучения. Особо подчеркнём, что портфолио облегчает решение задач, которые можно назвать стратегическими для новой образовательной ситуации, поскольку помогает:
— поощрять активность и самостоятельность обучающихся, расширять возможности обучения и самообучения;
— развивать навыки рефлексивной и оценочной деятельности обучающихся;
— формировать умение учиться — ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность;
— повышать обоснованность выбора профессии и эффективность его коррекции в ситуации профессионального обучения.
Таким образом, портфолио, являясь формой полного и разностороннего представления о профессионале, может использоваться работодателями или вузами в качестве дополнительной информации о выпускнике, рассматриваться при собеседовании либо учитываться наряду с результатом экзаменов в качестве составляющей суммарного рейтинга абитуриента. Портфолио отвечает интересам обучающихся колледжа, вуза и системы образования в целом и может стать для них средством связи и взаимодействия, по существу — одним из центральных документов, отражающим в себе сетевые формы получения образования. Для преподавателя художественных дисциплин, включающих «Цветоведение», портфолио является инструментом:
— отслеживания индивидуального прогресса обучающегося в течение периода освоения дисциплины;
— оценивания его творческих и образовательных достижений и результатов, а также других традиционных форм контроля.
Кроме того, творческое портфолио по дисциплине «Цветоведение» помогает повысить образовательную активность обучающихся, уровень осознания ими своих целей и возможностей, что делает выбор дальнейшего направления обучающихся более достоверным и ответственным. В зависимости от целей создания портфолио бывают разных типов: папка достижений, рефлексивное портфолио, проблемно-исследовательское, тематическое. Для дисциплины «Цветоведение» наиболее приемлемо «Рефлексивное портфолио», раскрывающее динамику личностного развития обучающегося, помогающее отследить результативность его творческой деятельности и профессионального роста как в количественном, так и качественном плане, всесторонне демонстрирующую не только его учебные результаты. Такой тип портфолио позволяет оценивать процесс развития обучающегося в соотнесении с его возможностями. Все это способствует становлению личностных и профессиональных компетенций обучающихся, так как смысл рефлексии заключается в уточнении обучающимся своих знаний, в умении адекватно оценивать собственные достижения, возможности и делать необходимые выводы относительно собственного самосовершенствования. Портфолио — инструмент самоорганизации, самопознания, самооценки, саморазвития и само презентации обучающегося (профессионала).
Портфолио по дисциплине «Цветоведение» представляет собой набор последовательно структурированных выполненных практических заданий в соответствии с темами рабочей программы дисциплины, поскольку основная цель формирования творческого «портфолио» — накопить и сохранить документальное подтверждение собственных достижений обучающегося в процессе его обучения в колледже.
Использование портфолио имеет двухсторонний характер. С одной стороны в его использовании заинтересованы преподаватели и обучающиеся колледжа, с другой стороны потенциальные работодатели:
Обучающиеся и преподаватели в колледже |
Потенциальные работодатели на рынке труда |
— обсуждение результатов обучения с сокурсниками и преподавателями; — рефлексия обучающимися своей работы; — демонстрация индивидуального стиля обучения, особенностей его интеллекта и культуры; — возможность для обучающихся установить связи между предыдущим и новым знанием; — включение обучающегося в процесс развития своих компетенций, в рефлексию своих изменений, «строительство» самого себя; — оценка промежуточных достижений, в том числе «формализованная»; — подготовка и обоснование целей будущей работы |
— включение обучающегося в период обучения в колледже в процесс развития «нужных» предприятию компетенций; — конечная оценка достижений обучающихся и активное участие в его дальнейшей профессиональной судьбе |
Таким образом, специфика использования портфолио появляется в связи со спецификой его типа. Портфолио обучающихся по специальности «Стилистика и искусство визажа» по дисциплине «Цветоведение» предназначено для презентации индивидуального образовательного движения обучающихся. Образовательная технология «портфолио» предполагает организацию поэтапной деятельности.
Этап 1. Мотивация и целеполагание по созданию портфолио.
Этап 2. Разработка структуры материалов портфолио.
Этап 3. Планирование деятельности по сбору, оформлению и подготовке материалов портфолио. Выработка критериев оценивания материалов портфолио.
Этап 4. Сбор и оформление материалов. Консультации по формированию необходимых знаний и навыков создания и презентации портфолио. Рефлексия деятельности на этапе.
Этап 5. Презентация в рамках цели создания и использования. Рефлексия деятельности на этапе.
Этап 6. Оценка результатов деятельности по оформлению и использованию материалов портфолио. Итоговая рефлексия деятельности.
Портфолио — отчёт по процессу деятельности, показывающий динамику индивидуальных прогрессов обучающегося.
При разработке параметров оценивания, необходимо познакомить обучающихся с такими требованиями к содержанию и оформлению портфолио, как:
— наличие творчески оформленной обложки, отражающей специфику дисциплины, личность и интересы обучающегося;
— аккуратность, тщательность выполнения представленных в папке работ;
— факты, отражающие понимание обучающимся освоенного материала по дисциплине;
— творческие работы;
— работы, отражающие творческие способности и развитие обучающегося.
Таким образом, подводя итог вышесказанному можно сделать вывод о том, что:
— портфолио наиболее адекватно для отслеживания и оценивания творческих, образовательных достижений и результатов обучения по индивидуальному учебному плану;
— портфолио обучающегося по дисциплине может служить дополнением к результатам квалификационного экзамена;
— портфолио в качестве накопительной оценки отражает устойчивые и долговременные образовательные результаты.
Литература:
1. Гуляева, С. П. Портфолио: рекомендации по созданию и использованию в предпрофильной подготовке / С. П. Гуляева.- Новокузнецк: изд-во МОУ ДПО ИПК, 2009. — 73с.
2. Загвоздкин В. К. Роль портфолио в учебном процессе. Некоторые психоло-го-педагогические аспекты. //Психологическая наука и образование. — 2009. — № 4. — С. 5.
3. Новикова, Т. Г. Анализ разработки портфолио на основе зарубежного опыта / Т. Г. Новикова // Развитие образовательных систем в контексте модернизации образования. — М.: Academia; АПКиПРО, 2011.
4. Новые подходы к оцениванию достижений учащихся: сборник методических материалов/ под ред. Н. В. Муха — Томск: ОГУ РЦРО, 2009.
moluch.ru
10 чудесных бумажных портфолио, которые вдохновляют
К сожалению, бумажные портфолио сейчас большая редкость. Но, к счастью, есть много дизайнеров, которые до сих пор признают власть печати. И не зря, потому что правильно сделанный дизайн «карманного» портфолио действительно может помочь вашей работе выделиться и оставить длительное впечатление.
Именно поэтому Say-hi решил найти блестящие примеры бумажных портфолио, чтобы вам было чем вдохновиться.
Как показывают эти великолепные примеры, в нашем постоянно развивающемся цифровом веке все же остается особенное место для таких портфолио.
Смотрите также:
10 самых крутых примеров иллюстрации в печатной рекламе
10 самых интересных блогов коммерческих фотографов
10 знаменитых дизайнерских портфолио, у которых есть чему поучиться
say-hi.me
Как составить арт-портфолио для поступления в зарубежный творческий вуз
В России многие творческие вузы считаются академическими, поэтому нестандартную программу обучения некоторые абитуриенты ищут за рубежом. «Мел» узнал у куратора спецпроекта ММСО «Международное образование» Татьяны Раитиной и представителя University of Arts London в России Ольги Нединой, как составить грамотное арт-портфолио, которое обязательно потребуется при поступлении.
Рассылка «Мела»
Мы отправляем нашу интересную и очень полезную рассылку два раза в неделю: во вторник и пятницу
Поступая в зарубежный вуз на творческую специальность, абитуриент должен обязательно предоставить визуальное портфолио: несколько творческих проектов и скетчбук. Подготовка портфолио идёт в несколько этапов: сначала нужно придумать идею для проектов, затем собрать необходимую информацию и поработать с источниками, параллельно фиксируя свои впечатления и ход мыслей в виде зарисовок и заметок в скетчбуке. В результате должно получиться несколько работ, связанных между собой единым концептом, стилистикой, цветом и формой или одним только именем автора. Очень важно тщательно продумать, какие проекты войдут в портфолио и как их реализовать.
Из чего может состоять проект?
Проект — это готовая художественная работа. Если вы собираетесь учиться на дизайнера одежды, вашими проектами могут стать эскизы коллекции и готовые предметы гардероба. Если на архитектора, тогда стоит представить законченный эскиз здания. У будущих режиссёров это может быть видеоролик или короткометражный фильм. Обычно в портфолио собирают три-четыре проекта.
Хороший проект создаётся не за один день, будьте готовы, что на него может потребоваться несколько месяцев. Он требует осмысления и тщательной проработки, чтобы суметь сказать миру в лице приёмной комиссии то, что вы хотите. Одной идеи недостаточно, нужно её реализовать. Скорее всего, вам придётся потратить не один час в поисках информации по теме в библиотеках и интернете, на выставках и в работах других авторов. Чтобы собрать информацию, пригодится скетчбук — обычный блокнот для рисования.
Какова роль скетчбука в портфолио?
Скетчбук — это черновик и неотъемлемая часть портфолио, которое будет оценивать приёмная комиссия творческого вуза наравне с творческими работами. В скетчбуке вы должны зафиксировать всё, что вами изучено и прочувствовано по теме, все элементы и отсылки к источникам, которые вас направляли при создании проектов. Если вы делаете коллекцию одежды, связанную с темой химии (и такое может быть), то в скетчбук можно поместить фотографии химических реакций, зарисовки формул и элементов, эскизы одежды, цитаты химиков, портрет Марии Кюри — всё, что вас вдохновило. Приёмной комиссии важно увидеть, как вы пришли к своему проекту, что вы изучили и какие выставки посетили. Нужно доказать, что идея ваша, вами «выстрадана» и максимально изучена.
Московский международный салон образования пройдёт с 12 по 15 апреля в 75-м павильоне ВДНХ. Вход на все лекции и программы ММСО свободный, необходима предварительная регистрация. Подробная информация и программа каждого дня — на сайте ММСО.
Чем можно наполнить скетчбук?
Рисунки
Для поступления в зарубежный творческий вуз не требуется академический рисунок, но он и не запрещён. Если проработанный академический рисунок — это часть проекта, этап работы над идеей, он только приветствуется. Экзаменаторов может в равной степени впечатлить и спонтанная зарисовка в трёх штрихах. Если она появилась в скетчбуке, значит, она важна для проекта. Зарубежные творческие вузы не слишком обращают внимание на технику исполнения: ей всегда можно научить. Творчеству и умению рождать идеи научить нельзя.
Рабочие заметки
Представим, что вы поступаете на архитектурное направление, и один из ваших проектов — здание в морской стилистике. Чтобы получился качественный рисунок, нужно полностью погрузиться в эту тему: изучить специализированную литературу, найти и прочитать статьи в интернете, проанализировать работы художников-маринистов. Параллельно можно делать в скетчбуке зарисовки ракушек и информативные заметки, поясняющие ход вашей мысли.
Искать вдохновение для проекта можно и нужно везде: в документальных и художественных фильмах, музыке, прочитанных книгах, фотографиях и на выставках. Можно сходить на выставку фотографий морских животных, чтобы почерпнуть в ней идею, зарисовать понравившиеся элементы.
Случайные мысли
Для плодотворной работы над проектом лучше не оставлять скетчбук дома, везде берите его с собой. Важная мысль может прийти к вам в вагоне метро или на занятиях — запишите её, зарисуйте образ. Во время подготовки проекта ваше сознание так или иначе будет занято обработкой идеи и любая, даже случайная мысль может оказаться полезной и сильно повлиять на исход работы.
Чего не должно быть в портфолио?
Точно не должно быть копий чужих работ. Срисованные картины, фотографии, украденные идеи — всё это очень отрицательно воспринимается комиссией. Изучите описание программы, на которую вы поступаете, на предмет требований к оформлению портфолио, иначе его могут просто завернуть. Например, среди требований к портфолио программы подготовки в области искусства и дизайна University of Arts London: портфолио, рассказ о себе и рекомендательное письмо. Лучше, если портфолио начинается и заканчивается самыми лучшими работами, а ход исследования темы зафиксирован в скетчбуке. На самих работах нужно писать только самое необходимое. Максимальный размер портфолио — лист А4, если ваша работа больше, то лучше сделайте фото. Видео и фильмы должны быть сокращены до 2-3 минут, нужно составить своеобразный трейлер.
Что дальше?
Дальше студент отправляет готовое портфолио в университет, там его рассматривает комиссия, и если оно им нравится, студента приглашают на беседу. Там вас не заставят рисовать на время и не будут требовать академических знаний. Экзаменатору важно понять, что вы хотели сказать своей работой. Это самая сложная часть экзамена. Вложить в проект идею, суметь её представить другим — задача куда серьёзнее, чем просто технично сделанный рисунок. На экзамене нельзя заявить, что проект вам «просто приснился». За хорошей работой стоит долгий мыслительный процесс, анализ и тщательная проработка деталей, какой-то концепт, — вот это всё вместе и нужно показать экзаменатору. Комиссия может задать вопросы по элементам рисунка, скетчбуку, аспектам сценария, если это фильм, особенностям композиции, чтобы убедиться, что работа проделана самостоятельно.
На что обращают внимание экзаменаторы:
- Личность студента. У вас не будет времени для того, чтобы рассказать о своих убеждениях, интересах, показать свой кругозор и увлечённость темой — покажите это в портфолио;
- Потенциал. Будьте уверены, что опытные экзаменаторы хорошо видят по портфолио, насколько вы способны вырасти в серьёзного специалиста;
- Способность придумать и реализовать идею.
- Сильные и слабые стороны работы. Слабые стороны и ошибки — тоже показатель, это значит вам есть, куда развиваться, и есть, над чем работать.
- Разнообразные навыки. Если вы рисуете в духе Пикассо, Малевича и Васнецова, снимаете одновременно короткометражные драмы и музыкальные клипы, снимаете моделей и архитектуру — покажите это.
- Уникальность идеи. Можно собирать проекты из чужих набросков, но финальная работа должна быть только вашей, её уникальность будет видна из проработанного скетчбука.
Не стоит искать примеры портфолио: их нет. Портфолио — это вы.
Программа специального проекта ММСО «Международное образование» будет включать презентации краткосрочных зарубежных программ по маркетингу, менеджменту, дизайну, IT и другим специальностям, мероприятия, посвященные грантам, стажировкам и волонтерским программам, а также семинары и лекции ведущих экспертов. За новостями и текстами об ММСО можно следить с помощью специального тега.
Фото: iStockphoto (ugde)
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
10 самых недоступных вузов России-2016
Как выбрать профессию, которая не умрёт через 10 лет
6 заблуждений родителей об инклюзивном образовании
mel.fm